БЕЗОПАСНОСТЬ В ПАРАПЛАНЕРИЗМЕ

Самый первый вопрос, который каждый задает себе: А насколько полеты на параплане опасны?

       Гораздо менее, чем ездить каждый день на машине! Безусловно, риск существует и необходимо быть благоразумным. В основном, неприятности происходят во время старта или посадки (происшествия в полете случаются значительно реже)! Слишком многие в России летают, не пройдя толком курс обучения, в чрезмерно жестких условиях или на слишком требовательных спортивных аппаратах, до которых они еще не доросли технически. Нужно быть благоразумным и летать соответственно своему уровню. Пройти курс обучения, учиться у других парапланеристов, не летать поначалу в одиночку. Вообще, парапланеризм - очень честный вид спорта (или, скорее, активного отдыха), и сюрпризы в нем чрезвычайно редки. В нем ровно столько риска, сколько пилот готов принять. Оценив погодные условия, он сравнивает их сложность с уровнем своего мастерства и принимает решение: лететь ему или нет. А если пилот неправильно оценил условия - тоже не на кого обижаться: он ведь прекрасно знал, что не прошел курс обучения!

       Уметь безопасно летать - это значит, прежде всего, уметь безопасно приземляться. Можно с уверенностью утверждать, что травмы в парапланеризме возникают не в воздухе, не в полете, а именно в момент приземления, в момент встречи пилота с нашей землей, и их тяжесть определяется готовностью пилота к этой встрече. Хотелось бы остановиться на двух аспектах этой готовности: на одежде пилота-парапланериста и умении падать.

       Безусловно, в парапланерном спорте ( или активном отдыхе?!) есть ограничение. Это – состояние Вашего здоровья. Оно должно отвечать определенным медицинским критериям, чтобы не вносить ненужный риск в Ваши полеты.

       Уместно привести маленький ликбез по безопасности полетов:

Следует помнить, что полеты - дело серьезное, с небом нужно быть на Вы.

“Самое страшное в авиации - это бесстрашный курсант”. Всегда следует трезво оценивать погодные условия, возможности вашего технического снаряжения и собственные силы.

Парапланерист должен осознать, что под готовностью к полету на параплане следует понимать не только умение пилота взлететь, пролететь по намеченной траектории и более или менее мягко приземлиться, но и знание пилотом о всех неприятностях и опасностях, которые могут подстеречь его в воздухе, умение пилота ЗАРАНЕЕ определить и избежать их или, в крайнем случае, умение и готовность успешно с ними справиться. Для того, чтобы научится предвидеть внештатные ситуации необходимо учится полетам у профессионалов. Взлететь может каждый, а чувствовать воздух - нет.

В парапланеризме необходимо отметить важность такого элемента наземная подготовка, а именно тренировки падений. Подавляющее большинство травм, которые приходятся на долю начинающих парапланеристов, происходит из-за неумения правильно падать.

Чтобы парашютная система работала безотказно, необходима внимательная работа укладчика, контроль, своевременная переукладка, просушка, соблюдение правильных условий хранения, перевозки и эксплуатации оборудования, регулярное проведение регламентных работ и тех. осмотров.

Каждый параплан, запасной парашют, каждый страхующий прибор, каждое приспособление, каждый инструмент — всё имущество должно быть исправно, проверено, записано в журналах, паспортах.

Основа любой безопасности это глубокие уверенные знания.

В подготовке парапланеристов должен следовать лишь индивидуальный подход к учебному процессу, который и гарантирует безопасность. Одним из важнейших факторов безопасности является разбор полетов. Он производится с целью подведения итогов лётной смены, оценки качества выполнения и организации прыжков, анализа ошибок и недочётов.

Не летайте в одиночку. Ситуации бывают разные. Да и в компании летать всегда интереснее, особенно используя портативные радиостанции.

Не летайте в черте города, вблизи домов и строений, линий электропередач, а также в местах воздушных коридоров для авиатранспорта. Это на порядок увеличивает риск возникновения внештатных ситуаций, а в ряде случаев чрезвычайных происшествий.

Таким образом, как и в парашютном спорте, для обеспечения безопасности в парапланеризме необходимы следующие условия:

- глубокие знания;

- дисциплина и самодисциплина;

- постоянный многоуровневый контроль;

- неукоснительное выполнение предписаний руководящих документов;

- профессиональный наставник;

       В целях вашей безопасности, мы не рекомендуем Вам самостоятельно приобретать парапланы и совершать полеты без начального обучения у инструктора. Не соглашайтесь проходить курсы у сомнительных лиц, которые обещают за два часа сделать из вас настоящего пилота. Но если вы все-таки приобрели купол, то попросите продавца совершить на нем несколько полетов с высоты не менее 100 метров.

       На безопасности нельзя экономить, потому что ни какое дополнительное количество полетов, и ни какие заработки не стоят даже самой небольшой травмы при обучении. Опыт инструктора — это безопасность ученика. Грамотный инструктор должен уметь отказать в полете, если того требует ситуация, даже если клиент в корне не согласен с ним. Он приободрит и поддержит ученика, если тот сомневается в своих возможностях. Очень часто кажется, что можно лететь, но «на грани», погода может измениться в течение полета и стать опасной. Мы не рискуем, и учебные полеты производятся только в идеально спокойную погоду. Если Вы устали, если Вы плохо себя чувствуете, не выспались, или выпили даже немного алкоголя, то не стоит сегодня лететь. Может быть, Вы будете не согласны, но это наше правило.

Безопасность в обучении

       Центр будет уделять большое внимание безопасности обучения. Мы хотим, что бы обучение оставило у Вас только положительные эмоции и у Вас осталось желание летать дальше.    

       Безопасность полетов на параплане и безопасность обучения складывается из множества объективных и субъективных факторов.

Безопасность обучения полетам на параплане обусловлена несколькими факторами:

1. Активная безопасность.

Обусловлена правильными действиями пилота и инструктора, полученными знаниями и умением четко и своевременно их применять: 

курсант до начала полетов получает все необходимые знания и инструктор проверяет, как он усвоил эту информацию;

перед началом полетов курсант должен научиться уверенно поднимать купол параплана и управлять им при пробежке, а также пройти курс обучения на тренажере;

самостоятельным полетам предшествуют полеты в тандеме с инструктором, в которых курсант постепенно получает управление парапланом под контролем инструктора.

каждому полету на параплане предшествует постановка задачи и проверка понимания курсантом его полетного задания;

курсант настраивается на самостоятельное выполнение учебного полета на параплане, без помощи инструктора;

при необходимости осуществляется корректировка действий курсанта при помощи радиосвязи;

2. Пассивная безопасность.

Обусловлена свойствами параплана, подвесной системы, лебедки, одежды и.т.д.:   

для обучения применяются парапланы имеющие максимальную стабильность, прощающие ошибки неопытного пилота (предназначенные для обучения);

полеты в школе осуществляются только на пассивной гидравлической лебедке, которая обеспечивает максимальную из всех существующих средств буксировки безопасность старта и буксировки параплана, а также максимальную высоту и как следствие длительный полет.

полеты осуществляются только в безопасных погодных условиях;

подвесные системы снабжены мягким протектором, смягчающим удары при неаккуратной посадке, спасательным парашютом и радиосвязью;

наземная тренировка и полеты на параплане осуществляются в каске;

курсантам рекомендуется использовать закрытую одежду и высокие, жесткие ботинки для предотвращения царапин и травм ног при разбеге и посадке.   

В случае обучения на вашем параплане, он должен соответствовать следующим условиям:

Сертификация до 1-2 включительно, износ менее 50 %, наличие спасательного парашюта, подвеска с протектором. ( годность параплана к обучению определяем мы). Возможно обучение на нашей технике. 

Опытные инструкторы-парапланеристы говорят, что вопрос: «А это опасно?» напрямую задают редко, но он всегда присутствует - во взгляде, в сжатых руках курсанта, при первом полете с инструктором, в нерешительности на старте с горной вершины...

     «Нет авиации без риска, любой полет потенциально опасен и может привести к травме или даже смерти» - так надо говорить прямо и жестко о риске, присущем любому воздушному спорту. И хотя современная техника очень надежна, а вероятность травмы сравнима с занятиями легкой атлетикой (страховые компании страхуют парапланеристов по одинаковой ставке с легкоатлетами, однако воздух – стихия, и человек, решившийся на полет, должен это понимать.

       Если Вы просто хотите получить новые эмоции и не готовы серьезно заниматься, учиться и тренироваться – ограничьтесь полетом с инструктором. В самостоятельном полете Ваша безопасность всегда будет напрямую зависеть от Вашей готовности к действиям, Небо не прощает легкомысленного отношения.

Мудрость парапланеристов…   и никогда не останавливайся в учении.